По Каменноостровскому проспекту

Легенды, искусство, мистика и волшебство

Каменноостровский проспект кто-то однажды метко назвал Елисейскими полями Санкт-Петербурга. Артистичный и экстравагантный стиль северного модерна ассоциируется с истинным «парижским» шармом, шиком и изысканностью. После открытия в 1903 году Троицкого моста Петроградская сторона стала модным районом, на одной из ее главных магистралей расположились особняки, доходные дома, учебные заведения, промышленные здания, учреждения культуры. «Каменноостровский проспект — одна из самых лёгких и безответственных улиц Петербурга. Каменноостровский — это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и безработный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щёголь свой воздушный пакет от прачки», — так отзывался об этой улице Осип Мандельштам.

«Есть всё, что вы хотите, на Елисейских полях», — пел в 70-е годы Джо Дассен. Наряду с известными достопримечательностями: творениями знаменитых зодчих, памятниками, культурными и историческими объектами, на Каменноостровском проспекте можно найти множество мест, отражающих удивительный колорит этого старейшего петербургского района, мистический дух Петроградской стороны. Великолепная архитектура пробуждает у жителей тягу к прекрасному, а фантастические мотивы, присущие модерну, порождают множество городских легенд. Здесь хочется оставаться романтиком и верить в волшебство.

Пройдемся по Каменноостровскому и его окрестностям, насладимся красотой его зданий, но также заглянем в потаенные уголки, скрытые за величественными фасадами, вспомним городские легенды, связанные с этими местами.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Вы нашли все спрятанные объекты!

К сожалению, вы исчерпали весь лимит промахов, и вам придется начать игру сначала...

Попробовать заново
Правила игры

Совершить виртуальную прогулку по Каменноостровскому проспекту вам поможет “волшебная” карта. Закладки справа открывают отдельные части этой интерактивной карты. Начните игру с верхней закладки — она покажет вам расположение четырех частей карты.

На карте видны отдельные объекты: дома, сады и памятники, расположенные на Каменноогстровском проспекте или недалеко от него. Кликните по этим достопримечательностям, и вы сможете прочесть интересную информацию о них, а также посмотреть фотографии.

Внимательно рассмотрите все достопримечательности и найдите на фотографиях загаданные декоративные элементы. Кликните по соответствующему элементу, чтобы подтвердить вашу находку. За каждый найденный элемент вы получите одно очко. Постарайтесь делать как можно меньше ошибок. Если промахов окажется слишком много, вам придется начать игру заново.

Читайте информацию об объектах, и возможно, у вас появится шанс заработать бонус. Бонусы увеличивают лимит промахов.

Мечеть

Гуляя в самом начале Каменноостровского проспекта, невозможно не заметить удивительное здание Соборной мечети — здание, которое менее всего можно было бы ожидать здесь увидеть. Ведь несмотря на то, что его стены облицованы гранитом, чтобы они не выбивались из стиля окрестной застройки, контраст между среднеазиатскими мотивами и европейским типом соседних строений очевиден.

Главный портал и купол 39-метрового храма с двумя 48-метровыми минаретами украшены голубой майоликой. Восточные орнаменты были срисованы с исторических памятников Самарканда, для чего в этот древний город специально направили группу художников.

Разрешение на постройку мечети было получено только спустя 20 лет после того, как к правительству с такой просьбой обратился лидер мусульманской общины Санкт-Петербурга Ахуд Атаулла Баязитов. В 1904 году начался сбор средств на строительство. Самое большое пожертвование внес Алим-Хан, эмир Бухарский. Именно он выкупил землю в исторической части Санкт-Петербурга, возле Петропавловской крепости. Поскольку такой выбор места вызвал нешуточные споры, строительство началось только в 1910 году.

Согласно городской легенде, Алим-Хан повелел прорыть подземный ход, соединяющий мечеть с его домом на Каменноостровском проспекте.

К празднованию 300-летия династии Романовых здание мечети было в основном возведено, хотя работы по внутренней отделке еще не начинались. Несмотря на это 21 февраля 1913 год состоялось первое богослужение. Дальнейшим работам помешали начавшаяся война и революция. Полностью строительство было завершено лишь в 1920 году. В честь этого знаменательного события эмир Бухарский подарил Соборной мечети огромный ковер ручной работы площадью 400 кв. метров для главного зала. И это был его последний дар перед эмиграцией.

Как и большинству храмов, Соборной мечети не удалось избежать забвения в 30–40 годы XX века. Храм был закрыт и только в 1956 году Соборная мечеть была возвращена верующим.

Сохранилось предание, согласно которому находившийся в Петербурге с визитом бывший президент Индонезии Ахмед Сукарно, попросил разрешение помолиться в красивой Соборной мечети. Но поскольку в то время храм был закрыт, разрешения он не получил. Но через некоторое время Соборная мечеть была возвращена верующим.

Развернуть фото
Жилой дом Второго Каменноостровского товарищества постоянных квартир

Рядом со знаменитым особняком Матильды Кшесинской стоит дом, построенный до революции на принципах кооперации. Некоторое время после 1917 г. он еще продолжал использоваться как многоквартирный жилой дом, но затем был отдан под различные учреждения. С 1952 года здесь находится приборостроительный факультет Санкт-Петербургского морской технического университета (“Корабелки”).

Внутри этого здания находится примечательный дворик. Парадный вход в учебное заведение охраняет парочка львов, отлитых из бетона с добавлением мраморной крошки. В стене — колоритные, хотя и не действующие фонтаны. Украшают двор и несколько оригинальных артефактов: морская мина, торпеда и части деревянного изваяния, некогда находившегося в Михайловском саду. Этот последний объект — произведение скульптора-самоучки Александра Соловьева. В 1929 году он вырезал из ствола дуба, высохшего после удара молнии. Скульптура называлась “Дерево свободы”, и по замыслу автора отображала три исторических вехи: крепостное право, борьбу с угнетением и торжество победившего пролетариата.

После того, как в начале нынешнего века Михайловский сад стали приводить в порядок в соответствии с первоначальным замыслом Карла Росси, “Дерево свободы» распилили на три части, весом около 700 кг каждая. Две из них оказались здесь, во дворе, по соседству с Музеем политической истории России.

БОНУС
Развернуть фото
Особняк Матильды Кшесинской

Личность великой танцовщицы Матильды Кшесинской до сих пор вызывает неподдельный интерес, а самой пикантной темой для разговоров остаются подробности ее личной жизни и взаимоотношения с царской семьей. Оттого и необычный особняк в стилистике северного модерна, выходящий на Троицкую площадь, известен не только своими архитектурными особенностями, но и городскими легендами, связанными с самой балериной.

Особняк Кшесинской имеет очень интересное расположение. Петроградская сторона в начале ХХ века считалась одним из самых модных районов города. Дом был возведен практически на берегу Невы, откуда открывалась живописная перспектива: Сенат, Зимний дворец, Академия наук. Только очень важная персона могла себе позволить такое великолепие.

Одна из городских легенд утверждает, будто из этого дома существовал подземный тоннель прямо в Зимний дворец, чтобы Николай II мог продолжать встречаться с ней без свидетелей. Но этот слух — самый неправдоподобный: в ту пору не было таких технологий строительства, да и, если верить дневниковым записям, эти отношения уже прекратились.

В 1917 году балерина получила несколько недоброжелательных писем и навсегда покинула свой сказочный особняк. В считанные дни её дом заняли представители РСДРП(б). В апреле с балкончика особняка выступал с революционными речами В.И. Ленин. Позднее особняк захватили войска Временного правительства, и дом был окончательно разграблен. Кшесинская покинула Петербург, продолжая через адвоката отстаивать свое жилище. Но ей так и не суждено было вернуться в Россию — она вышла замуж и скончалась в Париже, не дожив год до своего столетия.

Развернуть фото
Александровский парк у метро “Горьковская”

В Александровском парке на пересечении Каменноостровского и Кронверкского проспектов находится станция метро “Горьковская”. Ее новый вестибюль, выполненный в виде “летающей тарелки”, подсвечиваемой в темное время фантастическими голубыми лучами, был открыт 26 декабря 2009 года после полной реконструкции станции. Это событие вызвало в городской прессе множество шуток о “прилетевших инопланетянах”, а артисты театра “Мюзик-холл” в костюмах пришельцев устроили театрализованное представление.

Станция “Горьковская” была открыта 1 июля 1963 года. Первое здание наземного вестибюля было приземистым, цилиндрической формы с куполом и застекленными входами. А до появления станции в этом месте парка находился общественный туалет, и с ним связана пикантная городская легенда.

Известный купец 1-й гильдии Василий Георгиевич Александров, сын основателя и владельца Петербургского центрального рынка на Каменноостровском проспекте и увеселительного сада “Аквариум”, без памяти влюбился в баронессу, жившую в доме на углу Каменноостровского и Кронверкского проспектов. Высокородная дама охотно и не без удовольствия принимала ухаживания молодого человека и даже подавала ему некоторую надежду. Однако, когда доходило “до дела”, баронесса высокомерно отказывала поклоннику: “Ты плебей, а я баронесса”.

И тогда гордый Александров решил отомстить. Он обратился в Городскую думу с предложением построить в парке на свои деньги, “радея о народном здоровье”, общественный туалет. И вскоре на углу Кронверкского и Каменноостровского проспектов, прямо напротив окон женщины, “неприступной для удачливых выходцев из простого народа", вырос туалет. Причем это была точная миниатюрная копия ее загородной виллы, с башенками, шпилями, узорной кладкой, словно сказочный замок.

Говорят, оскорбленная женщина съехала и поселилась на Васильевском острове, у Николаевского моста. Но и там ее настигла месть Александрова. Под ее окнами появился еще один гальюн. Не такой роскошный, но вновь напоминающий загородную виллу баронессы. Несчастная дама переехала на противоположную сторону Васильевского острова, к Тучкову мосту. Через какое-то время и здесь ее настигла страшная месть смертельно обиженного мужчины. Так в Петербурге одна за другой появились три “виллы общего пользования”.

Развернуть фото
Киностудия “Ленфильм”

Прославленная киностудия “Ленфильм” расположена в примечательном месте — на территории бывшего театра-сада “Аквариум”, где 4 мая 1896 года состоялся первый в России киносеанс с показом фильмов братьев Люмьер.

“Аквариум” был создан в 1886 году предпринимателем Георгием Александровым. В саду и правда был построен большой аквариум, где планировалось читать лекции о жизни рыб и водных растений. Идея не вызвала интереса публики, и тогда театр “Аквариум” превратили в театр-варьете. Здесь постоянно давались балы-маскарады, ставились спектакли, устраивались шествия, фейерверки, гуляния и даже прошел первый в России конкурс красоты. Наконец, в 1907 г. Александр Осипович Дранков открыл первое в России предприятие по производству кинолент, а в 1908 г. выпустил первый русский игровой фильм.

Здание киностудии, в глубине сквера, стилизованное под классицизм, было построено после войны. За ним в запутанных дворах расположены многочисленные павильоны “Ленфильма”, на которых нанесены граффити с образами из старых любимых кинолент. В одном из из павильонов недавно открылась панорамная выставка “Пропавшие в кинохронике”, посвященная фронтовым корреспондентам Великой Отечественной войны.

Через дворы Ленфильма в скором времени планируется проложить артистическую пешеходную улицу, которая соединит Каменноостровский проспект с Кронверкской улицей.

Развернуть фото
Ши-цза

Недалеко от начала Каменноостровского проспекта, на набережной Невы напротив Домика Петра I, в 1907 году поселились фантастические существа, прибывшие в российскую столицу из Поднебесной. Хранители Ши-цза, китайские львы, ставились у ворот императорских дворцов, у храмов, а также на кладбищах. Китайская мифология наделила их силой изгонять злых духов, защищать от темных сил.

Правитель города Гирина подарил эти статуи, высеченные из серого маньчжурского гранита, Николаю Гродекову – генерал-губернатору Приамурья, этнографу и писателю. Генерал пожертвовал тысячу рублей своих денег на транспортные расходы и просил установить их на новой Петровской набережной вблизи домика Петра Великого.

Ши-цза — сакральные стражи границ между нашим миром и тонкими мирами, посредники между низшим и высшим. В Санкт-Петербурге они встали на страже, защищая берег от злых духов, приходящих с реки. Они стоят в соответствии с китайской традицией: лев — с правой стороны, а львица — с левой. Лев держит в лапе шар ТАМА — сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму, а возле львицы находится маленький львенок. Говорят, что шар буддистских знаний может исполнять желания. Говорят также, что если дотронуться до льва, то в этот же день обязательно в чем-нибудь повезет.

БОНУС
Развернуть фото
Троицкая площадь

Первая площадь Санкт-Петербурга — Троицкая. Это самый первый исторический центр нашего города, от которого сейчас уже ничего не осталось. Когда-то здесь стоял Троице-Петровский собор, в котором была провозглашена Российская империя. В память о храме в 2003 году возле Троицкого моста построили небольшую часовню, а на месте бывшего фундамента в 2020 году установили памятный знак. Небольшая бронзовая модель Троице-Петровского собора стоит на обломке знаменитого Гром-камня — того самого легендарного валуна, ставшего постаментом для Медного Всадника.

По преданию, царь Пётр I в день основания города сам выбрал место для церкви и срубил на нём куст ракиты, строительство же началось несколько позже — 1 октября. Однако это только легенда. Скорее всего, Троицкий собор начал возводиться в 1709 году, а освятили его 10 июля 1711 года.

С Троицким собором связана старинная легенда о кикиморе, “бабе худой и простоволосой», которая якобы поселилась на лестнице, ведущей на колокольню.

Однажды холодной зимней ночью 1722 года некий солдат Данилов стоял на часах возле Троицкой церкви. Вдруг он услышал внутри какие-то странные звуки. Кто-то ходил по церкви, непристойно ругался, богохульствовал и все крушил, хотя церковь была заперта. Солдат не стал проверять и дождался утра. Утром пришёл церковный псаломщик открывать храм, и Данилов рассказал ему, что слышал ночью. Вместе они вошли в храм и увидели страшный разгром: всё было раскидано, верёвки у колоколов оборваны, лестница, ведущая на колокольню, опрокинута набок. Потом подошли другие священники, тоже всё это увидели. Один из них сказал: “Это, наверно, кикимора в церкви завелась». Другой заметил: “Нет, это не кикимора; это, наверно, чёрт в церкви шарится». А третий сказал: “Это всё неспроста. Петербургу быть пусту». Иными словами, суждено опустеть городу, в котором завелась нечисть.

Священник поплатился за эту крамольную фразу, на него поступил донос. Он был арестован и сослан в Сибирь. Но фраза запомнилась. “Петербургу быть пусту» — мрачное предсказание о судьбе города – стала частью петербургской мифологии. Однако вопреки предсказаниям Петербург стоит на своем месте.

Развернуть фото
Доходный дом И. Б. Лидваль

Знаменитый дом семьи Лидваль — одно из знаковых зданий эпохи модерна. Он расположен сразу на трех улицах: Каменноостровском и Кронверкском проспектах и Малой Посадской улице и имеет замысловатую неправильную форму. Изысканные архитектурные украшения в стиле “северного модерна», чудные звери и растения, сделали дом настоящим шедевром Серебряного века.

Над парадной левого корпуса – изображения фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов, с глазами навыкате и с раскрытыми ртами. На выступающей части флигеля высечена юркая ящерица, выше – голова рыси. Под листом папоротника растут мухоморы и сморчки. Рядом тюльпаны, лесные ягоды. Все это органично вплавлено в разнофактурные поверхности стен. Эти звери и птицы – дань увлечения модной в то время северной архитектурой. Смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна.

Отдельное слово следует сказать о самом Федоре Ивановиче Лидвале. Один из сыновей шведского портного, который благодаря своей предприимчивости и трудолюбию сделал головокружительную карьеру в России, в отличие от своих братьев, не стал продолжать дело отца, окончил училище барона Штиглица, а затем Академию художеств и стал ярчайшим представителем модернизма в архитектуре. Блестящее образование, талант и творческий потенциал позволили архитектору за двадцать лет работы в Петербурге построить несколько десятков зданий, которые оставили яркий след в облике города.

Развернуть фото
Особняк С. Ю. Витте

Невысокий голубой особняк на Каменноостровском проспекте, дом 5, где ныне находится музыкальная школа — здание с интересной историей. В начале ХХ века оно принадлежало семье известного государственного деятеля Сергея Юльевича Витте — министра путей сообщения, затем министра финансов и, наконец, главы российского правительства.

Это небольшое, но “счастливое” здание! В 1907 году особняк пытались взорвать террористы, но неудачно. Две бомбы были заложены в дымоходы. Впрочем, планируя убийство С. Ю. Витте, злоумышленники с самого начала совершили ошибку: бомбы с часовым механизмом были спущены с крыши на веревке в трубу в те помещения, где обычно допоздна горел свет. Террористы полагали, что там работает премьер-министр, хотя в действительности там находился ближайший коллега Витте Александр Николаевич Гурьев, ученый секретарь в Министерстве финансов и сотрудник ряда газет, который по вечерам занимался историческим обзором финансов России. Однако, к счастью, бомбы были вовремя обнаружены истопником Антоновым, который, укладывая дрова, заметил конец веревки и дернул за него.

Считается, что покушение на С. Ю. Витте организовали “черносотенцы”, поскольку, как установило следствие, взрывчатку заложили “революционно настроенные рабочие” по указанию некого Александра Казанцева, который якобы был агентом охранного отделения и одновременно членом “Союза русского народа”. Однако дело представляется более загадочным и темным.

Расследование покушения вскоре зашло в тупик, поскольку Казанцев был убит одним из исполнителей, Василием Федоровым, нашедшим прибежище во Франции. Витте, возмущенный участием в покушении правительственного агента и медленным ходом следствия, в 1910 году обратился к председателю Совета министров Столыпину. Тот ответил, что Казанцев не был ни агентом правительства, ни членом “Союза русского народа”, а единственного оставшегося в живых установленного преступника не выдают французские власти. 4 января 1911 года состоялось специальное заседание Совета министров, которое постановило, что доводы Витте “относительно участия в покушении на его жизнь правительственных агентов и пристрастного и неправильного ведения дела” необоснованны. Резолюция Николая II гласила: “Никаких неправильностей в действиях властей административных, судебных и полицейских я не усматриваю”. Кто в действительности организовал это покушение? Особняк на Каменноостровском хранит эту темную загадку истории.

Через четыре месяца была новая попытка, снова неудачная. С.Ю. Витте умер своей смертью в своем доме от менингита в 1915 году в возрасте 65 лет.

Развернуть фото
Сквер Андрея Петрова

По соседству с Домом трех Бенуа расположен примечательный сквер, носящий имя композитора Андрея Петрова. Своим появлением сквер обязан местным жителям, которые решили помешать застройке небольшого зеленого уголка. Чтобы помешать “уплотнению”, представители движения “Зеленая волна” пригласили местных знаменитостей принять участие в озеленении сквера. Был среди них и композитор А.П. Петров, который посадил в саду рябину. Через год после кончины Андрея Павловича, в 2007 году сквер получил имя Сада Андрея Петрова, а посаженная композитором рябина стала местом, куда приходят люди почтить его память. Оградка вокруг дерева оформлена в виде нот к одной из песен А.П. Петрова. Знающие нотную грамоту могут попытаться ее отгадать.

Архитектор А.А. Трумм разработал концепцию сада, и теперь в нем расположились фонтан и скульптурная композиция “Первая скрипка”, состоящая из 8 скульптур, символизирующих миссию композитора. “Скрипка-Женщина” (“Муза Композитора”) олицетворяет музыкальное вдохновение, “Скрипка-Кресло” (“Трон Композитора”) символизирует музыкальную паузу, “Скрипка-Лебедь” выражает музыкальное совершенство, а две идентичные скульптуры “Скрипка-Сфинкс” на входе в сквер “охраняют” музыкальное наследие.

Из сквера Андрея Петрова можно также попасть в милый и уютный Музей грамофонов.

Развернуть фото
Сквер Низами

Расположенный на Каменноостровском проспекте сквер Низами — один из самых живописных уголков Петроградской стороны. Появился он относительно недавно, однако хорошо вписался в изысканный, артистичный и немного фантастический стиль застройки этого района. Сквер с памятником древнеперсидскому поэту Низами Гянджеви — это третий (наряду с Соборной мечетью и домом эмира) объект, связывающий Каменноостровский проспект с Востоком.

Сквер существует с 2002 года, когда в нем был установлен памятник великому поэту и мыслителю Востока. Пятиметровая фигура великого поэта выполнена из бронзы и установлена на полутораметровом постаменте в форме звезды. Низами изображён сидящим с книгой в руке на скале под аркой. На скалой изображено дерево, по сторонам которого расположены фигуры героев поэмы “Лейла и Меджнун”. Рядом с памятником, на мраморной плите высечен текст на русском и азербайджанском языках: “Памятник классику мировой литературы, великому азербайджанскому поэту и мыслителю Низами Гянджеви передан в дар городу Санкт-Петербургу от Азербайджанской республики”.

Автором монумента стал выпускник Мухинского училища — азербайджанский скульптор Геруш Бабаев, а проект постамента разработал заслуженный художник России Феликс Романовский. Скульптура поэта была отлита в Баку и привезена в Санкт-Петербург в 1998 году. Постамент же изготовили на петербургском предприятии “Комбинат-скульптура”.

В 2011 году к 870-ой годовщине со дня рождения поэта сквер был благоустроен и торжественно открыт. Здесь были установлены гранитные скамьи с фрагментами поэм Низами.

Развернуть фото
Дом трех Бенуа

По адресу Каменноостровский проспект, д. 26–28 расположен знаменитый Дом трех Бенуа, построенный в 1911–1914 годах. Родные братья Леонтий и Альберт, а также их кузен Юлий Бенуа создавали элитное жилье со всеми современными для того времени удобствами. Это даже не дом, а целый жилой комплекс, выходящий также на Кронверкскую и Большую Пушкарскую улицу. Здесь жили многие известные люди: председатель Ленинградского обкома партии С.М. Киров, маршалы Б.М. Шапошников и Л.А. Говоров, композитов Д.Д. Шостакович, академик Н.П. Бехтерева, актер Б.А. Бабочкин и другие.

Стиль здания — неоклассицизм (или, как его иногда называют, Петербургское возрождение). Этот стиль сосуществовал с модным в начале ХХ века модерном, но в отличие от последнего, олицетворял возвращение к истокам и одновременно сопричастность к европейской классической архитектуре.

Дом трех Бенуа знаменит своими дворами, образующими длинный и причудливый лабиринт, которому местные легенды приписывают мистические свойства. Говорят, что в этих дворах легко заблудиться, а пытающегося скрыться от правосудия злодея лабиринт вновь приведет к месту преступления. Так или иначе, но дворы Дома трех Бенуа не раз становились местом действия криминальных фильмов и сериалов.

БОНУС
Развернуть фото
Театр имени Которого Нельзя Называть

У пересечения Каменноостровского и Большой Пушкарской улицы советуем заглянуть в живописную арку дома № 29, в глубину проходных дворов. Здесь, в неприметном углу за мусорной площадкой, в пристройке, напоминающей сарай, расположен необычный театр — Театр имени Которого Нельзя Называть. Есть в этом что-то от скоморошества, от карнавальной традиции мира-перевёртыша. Труппа мимов, клоунов, пересмешников облюбовала для себя площадку на изнанке парадной петербургской улицы.

Возле входа в театр и миниатюрного садика с бутафорской фигурой Петра и изображением Адама и Евы стоят полки для старых вещей, которые можно пожертвовать любителям старины.

БОНУС
Развернуть фото
Магазинчик “Полка Room”

В уютном артистическом дворике в глубине проходных дворов дома № 29 по Каменноостровскому проспекту находится “приют” рукодельниц, дизайнеров и мастеров — магазинчик “Полка Room”, куда каждый может принести сделанные своими руками оригинальные вещи. Иногда на полках можно встретить и настоящие волшебные вещи, в том числе и хогвардские артефакты, столь уместные по соседству с Театром имени Которого Нельзя Называть.

БОНУС
Развернуть фото
Дом с башнями

Доходный дом Розенштейна, или знаменитый Дом с башнями — визитная карточка Петроградской стороны. Здание на пересечении Каменноостровского и Большого проспектов более напоминает средневековый английский замок, нежели городское строение.

История Дома с башнями началась в 1908 году, когда преподаватель точных наук и К.И. Розенштейн получил разрешение на строительство доходного дома. Карл Иванович сам стал автором первоначального проекта, однако уже в самом начале строительства понял, что в одиночку не сможет реализовать свою задумку. Поэтому он обратился к архитектору и художнику Андрею Белогруду.

Пристрастие Белогруда к средневековой архитектуре нашло отражение в этом необычном проекте. Архитектор вдохновился обликом замка Максстоук в графстве Уорикшир. Одна из башен здания украшена циферблатом со знаками зодиака. Фасад дома песчаного цвета декорирован изысканной кружевной отделкой в коричневых тонах.

В Доме с башнями с 1996 года находится постоянная сцена Театра “Русская антреприза им. Андрея Миронова”. И в этом можно усмотреть любопытный поворот судьбы. Дело в том, незадолго до революции закладной на этот дом владел дед всенародно любимого актера.

БОНУС
Развернуть фото
Библиотека имени А. С. Пушкина

Глядя на скрытый в глубине уютного дворика особняк, где расположена Центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина, человек с богатой фантазией мог бы сказать, что здесь непременно должно водиться привидение. Увитое виноградными лозами двухэтажное кирпичное здание в стиле северного модерна выглядит таинственно и романтично.

Здание было построено в 1897 году архитектором Г.И. Люцедарским как пристройка к Институту благородных девиц под покровительством принцессы Терезии Ольденбургской, имя ему было “Лазарет”. Здесь в течение 30 лет в здании молодые девушки учились медсестринскому делу, а затем, в 1927 году здесь была открыта библиотека. С 2001 года особняк включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность”.

БОНУС
Развернуть фото
Доходный дом барона М.П. Вольфа

Небольшой четырехэтажный розовый дом, расположен в том же квартале, что и знаменитый Дом трех Бенуа, а значит, соединен с запутанной системой проходных дворов. Проходя через арку в подворотне, можно увидеть под сводом горизонтальную щель, сквозь которую просматривается маленький квадратный дворик-колодец, спрятанный внутри здания.

Дом № 24 по Каменноостровскому проспекту строился на протяжении нескольких лет, неоднократно перестраивался и расширялся. В разное время в нем жили знаменитые люди, в том числе поэт Осип Мандельштам, работала школа, а во время войны размещался госпиталь.

Известно также, что в одной из квартир, где жил потомственный дворянин, инженер, изобретатель Дмитрий Павлович Рузовский, заседала масонская ложа, названная его именем.

БОНУС
Развернуть фото
Первый жилой дом Ленсовета

Жилой дом Ленсовета на Карповке 13 пользовался недоброй славой. Он создавался в 1931–1935 в популярном в те времена стиле конструктивизма (архитекторы Е.А. Левинсон, И.И. Фомин) для работников Ленинградского горсовета, а также творческой элиты. Он должен был. стать престижным и комфортным домом. В одну из квартир планировал заселиться сам товарищ Киров, проживавший неподалеку, в шикарном доме Трех Бенуа на Каменноостровском проспекте, но не успел, так как был застрелен.

Вскоре местные жители стали замечать неладное. Начиная с 40-х вплоть до 80-х, дом были лидирующим по количеству самоубийств, семейных конфликтов и случаев помешательства. Среди некоторых жильцов появилась странная версия: “кто-то по вентиляционным решеткам пускал секретный газ, который сводил всех с ума”. Опасаясь за свою жизнь, рассудок и благополучие, высокопоставленные начальники стали сторониться этого адреса и выбирать не такие мистические места для проживания.

Когда же спустя годы зданию потребовался капитальный ремонт, на гранитных плитах облицовки пандуса обнаружились надписи: “Максим Уваров, год рождения 1777”, “купец Флор Васильев, 1801 – 1834”, “другу и брату Павлу”. Как оказалось, в период дефицита строительных и отделочных материалов при возведении дома использовали надгробия со старинных петербургских кладбищ. На Петроградской стороне их было три, и ни одно к сегодняшнему дню не сохранилось. Плиты были уложены гравировками вниз, поэтому жильцы десятилетиями ходили по ним и ни о чем не догадывались.

Зато все странности “нехорошего дома” получили соответствующее мистическое объяснение.

Развернуть фото
Дом эмира Бухарского

Еще одно неординарное здание на Каменноостровском проспекте — доходный дом Алим-хана — последнего эмира Бухары (дом №44). Сам эмир здесь не жил, но построенный перед самым началом Первой мировой войны дом предназначался для богатых мусульман, гостивших в столице. Впрочем, полностью реализовать задуманный проект так и не удалось, дом был достроен только к 1940 году в значительно упрощенном виде. В советское время фешенебельная гостиница превратилась в огромнейшую коммуналку.

Однако легенды, связанные с именем эмира, живы до сих пор. Можно услышать, что трехарочный фасад на втором уровне с Каменноостровского проспекта — это гаремные помещения эмира, хотя это не так. Говорят также, что в здании есть масса тайных дверей и проходов.

Самая невероятная легенда гласит, будто под Каменноостровским проспектом существует тоннель, который ведет от дома эмира до Соборной мечети, построенной в начале проспекта на деньги того же Алим-Хана.

БОНУС
Развернуть фото
Колодец Духов

В подворотне дома на Карповке близ Каменноостровского проспекта, прямо напротив “Северной Короны” спрятан удивительный Колодец Духов. Он менее известен, чем знаменитый Двор Духов на Васильевском острове, но более оригинален. Двор-колодец открывается в своде подворотни, над головами прохожих. Некоторые считают это место мистическим. Тех, кто приходит сюда, действительно охватывают странные чувства. Даже в теплый летний день поток холодного воздуха с реки поднимается вверх. Кто-то загадывает здесь желания, кто-то видит в этом портал в потусторонний мир.

БОНУС
Развернуть фото
“Северная корона”

Одна из самых мрачных легенд Петроградской стороны связана с участком на берегу реки Карповки, прилегающим к Каменноостровскому проспекту, который считается проклятым местом. В эту легенду охотно верят потому, что странные и трагические события, произошедшие здесь, относятся к совсем недавнему прошлому. В конце советской эпохи на месте снесенной исторической застройки стали строить гостиницу “Северная корона”, вопреки многочисленным протестам местных жителей. Стройка затянулась на 30 лет. Менялись заказчики и подрядчики, менялись проекты, а строительству не было видно конца. Отель за эти годы приобрел недобрую славу из-за множества неудач и несчастных случаев. Наконец, когда работы были почти завершены, 2 ноября 1995 году банк “Санкт-Петербург” решил отметить свое пятилетие в гостиничном ресторане. На банкет прибыли мэр города Анатолий Собчак со своей супругой Людмилой Нарусовой, а также митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, который намеревался попросить у градоначальника передать церкви помещения в Александро-Невской лавре. Когда градоначальник и его супруга подошли к иерарху за благословением, тот внезапно осел на пол и мгновенно скончался от сердечного приступа. После этого трагического случая гостиница так и не открылась. Здание было заброшено и некоторое время стояло, разрушаясь на глазах. Городские власти долго не могли решить, что делать с “проклятой гостиницей”, пока наконец не передали участок застройщикам, которые теперь возводят на этом месте жилой комплекс “Северная корона”.

БОНУС
Развернуть фото
Особняк М. К. Покотиловой

Удивительно живописно выглядит небольшой особняк, расположенный на Каменноостровском проспекте буквально в паре десятков метров от набережной реки Карповки, хотя он резко контрастирует с более высокой высокой окрестной застройкой. Чтобы сгладить этот контраст, угловой дом в строящемся жилом комплексе “Северная корона” будет трехэтажным, равным по высоте историческому дому. Это особняк Марии Константиновны Покотиловой — вдовы военного-инженера-строителя Д.В. Покотилова.

Фасад со стороны Каменноостровского проспекта выполнен в формах неоренессанса и украшен копиями флорентийских барельефов XV века. Угловая веранда с колоннами завершается балконом-террасой. Фасад со стороны Карповского переулка имеет черты модерна — с асимметрично расположенными эркерами.

По непонятной причине режиссер Леонид Гайдай выбрал именно особняк Покотиловой для съемок нескольких эпизодов знаменитой комедии “Операция "Ы" и другие приключения Шурика”. Именно здесь зимним заснеженным вечером пробегает Шурик к телефонной будке, чтобы вызвать милицию, а затем, в последней сцене фильма, Марья Ивановна (“бабуля божий одуванчик”) тянет по Карповскому переулку на веревке, привязанной к ее автомобилю, сонных Труса, Балбеса и Бывалого.

БОНУС
Развернуть фото
Мастерская и особняк А.М. Опекушина

Александр Михайлович Опекушин (1838–1923) — человек с удивительной и трагической судьбой. Он происходил из ярославских крепостных крестьян и был выходцем из династии потомственных лепщиков. Начав постигать азы скульптурного мастерства еще у себя на родине, у сына священника, Александр по окончании сельской школы отправился учиться в Петербург, где сумел достичь вершин мастерства.

А.М. Опекушина считали одним из лучших скульпторов России, а в 1894 году он стал действительным членом Академии художеств. Однако после революции его судьба сложилась трагически: новая власть не приняла его монархические взгляды, многочисленные памятники представителям царской династии и иным государственным деятелям авторства Опекушина были снесены, а у самого скульптора были конфискованы все заработанные многолетним трудом и талантом средства. Он вернулся в свою деревню, где умер в нищете.

В годы своей славы и успеха Александр Михайлович проживал на Каменноостровском проспекте в угловом здании № 52, построенном на купленном им участке бывшего увеселительного сада Кононовой по проекту архитектора А.С. Лыткина. На главном фасаде здания установлена мемориальная доска: “Здесь с 1875 по 1918 год жил и работал скульптор Александр Михайлович Опекушин”. Вероятно, в этом же здании изначально располагалась и скульптурная мастерская, в которой, в частности, шла работа и над памятником А.С. Пушкину в Москве. Однако позднее со стороны Песочной улицы (ныне улицы Профессора Попова) было пристроено небольшое, одноэтажное кирпичное здание мастерской, которое сохранилось до наших дней.

БОНУС
Развернуть фото
Доходный дом Р.И. Бернштейна

На углу Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова обращает на себя внимание огромный дом, который считается одним из лучших образцов петербургского модерна. Это доходный дом купца Р.И. Бернштейна, построенный по проекту Д.А. Крыжановского. Дом отмечен серебряной медалью на конкурсе фасадов 1912 года.

Мощная граненая башня на углу увенчана шатром и фонариком со шпилем. За изящной оградой прячется утопающий в зелени курдонер. Фасад дома на высоту двух этажей выложен плитами скальной фактуры. Порталы дома изготовлены из того же гранита, но гладко обработаны и украшены резными рельефами. По стилистике дом близок к северному модерну и к немецкой архитектуре.

Однако у красоты есть изнанка. Внутренний дворик необычной конфигурации отвечает всем нашим представлениям о знаменитых питерских дворах-колодцах, не всегда ухоженных, но живописных. На обшарпанных стенах внутренних одноэтажных пристроек мы обнаружили чьи-то прекрасные признания в любви. Жизнь продолжается.

БОНУС
Развернуть фото
Аникушинский сквер

Судьба скульптора Михаила Константиновича Аникушина (1917–1997) прочно связана с нашим городом. Его резцу принадлежат многие знаменитые памятники Петербурга, но в первую очередь, его творчество ассоциируется с образом А.С. Пушкина. Это он создал памятник великому поэту на площади Искусств, а также скульптуры на станциях метро “Пушкинская” и “Черная речка”. Еще одним значимым творением выдающегося скульптора стал мемориал “Героическим защитникам Ленинграда” на площади Победы. Однако имя великого скульптора запечатлено и в городской топонимике.

Небольшая аллея между Каменноостровским проспектом и Вяземским переулком первоначально была обычной безымянной пешеходной дорожкой. Однако недалеко от этого места, на Песочной набережной, находилась творческая мастерская Михаила Константиновича. 30 ноября 1999 г. в память о скульпторе аллее было присвоено его имя.

В 2001 г. в начале аллеи разбит Аникушинский сквер, в котором по инициативе друга и коллеги покойного скульптора В.А. Ветрогонского и его вдовы Марии Тимофеевны Литовченко установлена скульптурная композиция М.К. Аникушина “Дружба”, или, как ее еще называют, “Танцующие девочки”. Она является копией, отлитой учениками Аникушина. Оригинал, созданный в 1987 году, установлен посреди водоема в парке японского города Осака.

БОНУС
Развернуть фото
Доходныe домa К. В. Маркова

В начале ХХ века в архитектуре стали соседствовать два стиля — модерн и неоклассицизм. Наблюдать наиболее яркие их проявления можно на Каменноостровском проспекте, в частности на примере домов 63–67, построенных на участке, принадлежавшем домовладельцу Константину Васильевичу Маркову. Один, спроектированный самим Марковым, является образцом модерна, два других, созданные архитектором Владимиром Алексеевичем Щуко, представляют собой две разные версии неоклассических композиций.

Изначально Марков разработал первые проекты всех трех домов в форме северного модерна. Однако построено по его проекту было только одно здание — роскошный и несколько тяжеловесный доходный дом № 67 на углу с улицей Графтио.

Стоящий по другую сторону этой улицы дом № 65 по проекту Щуко создан совершенно в ином духе. И хотя неоклассика, провозглашенная подлинно национальным, имперским стилем, и была противопоставлена финской школе национального романтизма, соседство этих домов не нарушает гармонию Каменноостровского проспекта. Дом этот кажется слишком монументальным, однако, чтобы избежать заметного контраста, в проект здания Щуко добавил модерновый элемент — трехгранные стеклянные эркеры, зажатые между мощными стволами полуколонн.

Следующий дом, № 63, построен в стиле итальянского ренессанса. На барельефах скульптора Кузнецова, изображены античные герои, по фасаду здания устроены угловые лоджии. Здесь уже нет никакой переклички с модерном, так как с мрачным домом Маркова, насквозь пропитанного вагнеровским духом, это строение не соприкасается, поэтому и нарушать его утонченное изящество нет абсолютно никакой нужды.

Современники сразу признали дома Щуко одними из лучших образцов ретроспективного стиля — в 1912 году на Международной строительной выставке за лучшие лицевые фасады Щуко получил серебряную медаль.

Развернуть фото
Дача В. Ф. Громова

В северной части Аптекарского острова есть живописный уголок — Лопухинский сад с небольшим прудом. Когда-то, еще в петровские времена, здесь располагался аптекарский огород, затем появились дачи петербургской знати, богатых купцов и промышленников. По имени владельца крупного дачного участка князя Петра Васильевича Лопухина сад стали называть Лопухинским.

В середине XIX века этот участок приобрел купец Василий Федулович Громов, происходивший из старообрядческой семьи. Доходы, полученные от торговли древесиной, он направлял на благотворительность и меценатство.

Посреди Лопухинского сада в 1850 году вырос двухэтажный деревянный особняк. Когда-то он выглядел очень богато. В благоухающем саду работали фонтаны, в роскошной оранжерее цвели экзотические растения, набережная заканчивалась романтичной пароходной пристанью. В своей усадьбе хозяева часто устраивали пышные пиршества, которые посещала вся городская богема. Купец активно поддерживал художников, писателей и музыкантов, которые были частыми гостями на даче, а малоимущие студенты консерватории даже жили здесь на полном пансионе.

Еще недавно дача Громова стояла заброшенной. Сюда можно было зайти и побродить по комнатам, сохранившим былую роскошь, почувствовать таинственную атмосферу пустующего особняка. За долгие годы запустения и из-за влажного петербургского климата на кирпичных стенах подвальных помещений начали расти сталактиты. К счастью, на даче Громова наконец началась реставрация, и особняк возвращает свой прежний облик.

В будущем здесь планируется открыть центр искусств Петроградского района — новую площадку для молодых художников и всех любителей искусств. А художники и музыканты пока собираются в Лопухинском саду. Здесь проводится фестиваль “Твоя музыка” и перфоманс “Критическая масса”.

Каждое двенадцатое полнолуние в Лопухинском саду проходит фестиваль фонариков, сделанных вручную. В эту ночь Невка наполняется красивыми огоньками-фонариками, которые мтихо уплываают по водной глади, унося с собой заветные желания тех, кто фонарик опустил на воду.

Развернуть фото
Каменноостровский дворец

Каменноостровский дворец – один из старейших в Санкт-Петербурге, великолепный образец классицизма. Имя его архитектора достоверно неизвестно, но историки предполагают, что им был Ю. Фельтен.

Строительство Каменноостровского началось в 1776 году, когда царица Екатерина II распорядилась передать Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Однако Павлу I здание не понравилось, и он здесь практически не бывал. И лишь при Александре I всему Каменноостровскому дворцово-парковому комплексу был возвращен статус резиденции русских императоров. В этот период к главному корпусу был пристроен жилой флигель с кабинетом царя.

Именно в Каменноостровском дворце 17 (5) августа 1812 года произошло значимое для истории России событие. В первые дни нашествия Наполеона по единогласной рекомендации специального комитета Александр I назначил генерала от инфантерии князя М. И. Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в народе и в армии.

Одна из легенд дворца – тайный, или секретный, кабинет Александра. Известно, что архитектор Луиджи Руска в начале XIX века надстраивал дворец и устроил над официальным кабинетом императора секретную комнату. Они соединялись деревянной лестницей. Сегодня во дворце есть только одна такая лестница, которая ведёт со второго этажа на чердак. И лестница эта очень старая. Может быть, та самая?

Развернуть фото
Улица Лунных кошек

Проспект завершается на Каменном острове, и здесь, между домом № 77 и домом № 3 по набережной реки Малой Невки, находится еще одно примечательное место, нашедшее отражение в городском фольклоре. Всё началось с детской шалости, которая со временем обросла мистическими легендами, стала предметом вдохновения и местом притяжения туристов. “Улица Лунных Кошек” — это милое и романтическое название примерно в 2007 году вывела маркером чья-то рука на стене небольшого проулка между домом № 77 по Каменноостровскому проспекту и домом № 3 по набережной реки Малой Невки. Предполагается, что фантазера, сделавшего эту надпись, вдохновило творчество Говарда Филлипса Лавкрафта.

Первоначальную надпись спустя несколько лет кто-то обновил, выведя зеленой краской крупные витиеватые буквы фантастического названия несуществующей улицы и нарисовав при этом мордочку призрачного кота. Затем кто-то, опять же неизвестный, прикрепил табличку, оформленную, как настоящие таблички с названиями петербургских улиц. Теперь она органично красуется на гладкой, отремонтированной стене здания на набережной.

Улица Лунных Кошек стала петербургской легендой. Загадочное ее появление породило в городском фольклоре очередное мистическое предание. Говорят, что здесь при лунном свете случайным прохожим являются мистические существа в образе кошек и заводят разговор. Для одних эти беседы проходят абсолютно бесследно, не оставляя даже небольшого воспоминания о произошедшем; другие же получают ценные советы, способные изменить судьбу.

Развернуть фото
Скульптуры у спортивной школы

В северной части Каменного острова, на берегу Большой Невки расположено историческое здание бывшего Инвалидного дома, построенного в 1776–1778 годах цесаревичем Павлом Петровичем для ветеранов Чесменской битвы. Ныне здесь находится Комплексная школа высшего спортивного мастерства, в которой готовят профессиональных спортсменов, будущих чемпионов.

Перед зданием спортивной школы в соответствии с олимпийскими традициями древней Греции стоят скульптурные изображения олимпийских чемпионов — пять фигур и красивых людей: статуя Олимпийского чемпиона 1972 г. по греко-римской борьбе Анатолия Рощина (открыта 27 мая 2002 г., скульптор А.Чаркин); статуя Олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Александра Карелина 1988 г., 1992 г., 1996 г. (открыта 27 мая 2002 г., скульптор А.Чаркин); статуя Олимпийского чемпиона 1956 г. по греко-римской борьбе Николая Соловьёва (открыта 4 сентября 2003 года, скульптор А.Чаркин); статуя Олимпийской чемпионке 2012 г. по вольной борьбе Натальи Воробьёвой (открыта 17 октября 2013 г., скульптор К.Саркисов); статуя Олимпийскому чемпиону 2012 г. по дзюдо Тагиру Хайбулаеву (открыта 17 октября 2013 г., скульптор К.Саркисов).

БОНУС
Развернуть фото
Сфинксы

Сфинксы прочно обосновались в городе на Неве. В них воплощена тайна великого города, которой, как считают многие, они могут поделиться, если суметь с ними вступить в контакт. Самые главные петербургские сфинксы стоят на набережной перед Академией художеств. Это настоящие каменные скульптуры, привезенные в 1832 году из Египта. Но в нашем городе есть и другие сфинксы, созданные гораздо позднее.

Сфинкс появляется в искусстве в эпоху классицизма, но не уходит с ним. “Египтомания” переходит и в последующие эпохи. Масоны считали этих загадочных существ символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс — частая деталь декора. Они выступают как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

Сфинксы на Каменном острове появились относительно недавно, в 70-е годы прошлого века, но история их началась на полтора столетия раньше, в 1862 году. Тогда признанный мастер декоративной скульптуры классицизма Павел Соколов для фигуры этих мифологических существ для Египетского моста. Согласно легенде, лики сфинксов оказались схожи с лицом Елизаветы Алексеевны — супруги Александра I, поэтому их забраковали и отправили на склад литейного завода. Там они хранились 80 лет, пока не были выкуплены купцом Галактионовым, занимавшимся торговлей металлом. Он поставил сфинксов перед своим домом на Верейской улице, а затем, после переезда на соседнюю Можайскую улицу, перевез их туда. Там они стояли до 60-х гг. ХХ века, когда в рамках реконструкции городских набережных было принято решение перенести их на пристань у Каменноостровского моста. По инициативе главного инженера “Ленмостотреста” П. Степнова сфинксы были отреставрированы и в 1971 г. водружены на привычное нам место на Малой Невке.

Развернуть фото
Дача архитектора А. Н. Воронихина

В дальней части Каменноостровского проспекта, под номером 62, стоит небольшое и ухоженное деревянное здание. Это дача архитектора Андрея Николаевича Воронихина — автора проектов здания Горного института и Казанского собора. Впрочем, это не совсем так...

Когда-то на этом месте действительно стоял деревянный дом, принадлежавший прославленному зодчему и построенный по его собственному проекту в 1807 году. Сначала это было скромное одноэтажное здание, состоявшее из гостинной и нескольких комнат. Затем был добавлен шестиколонный портик и терраса. По легенде, дача была построена из деревянных лесов, оставшихся от строительства Казанского собора.

В конце XIX века был добавлен второй этаж и пристроена каменная лестница. Здесь располагался Городской лазарет, затем некое детское учреждение и, наконец, жилые квартиры. Время разрушало деревянное строение, пока весной 1980 года его не разобрали и не перевезли в Александро-Свирский монастырь “для последующей реставрации”.

Лишь три десятилетия спустя дача Воронихина вернулась на свое место. Однако это был не тот прежний деревянный дом, а всего лишь копия, выстроенная из кирпича и железобетона и декорированная под дерево с помощью штукатурки.

Развернуть фото
Жилой кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир

В конце Каменноостровского проспекта, рядом с Лопухинским садом стоит огромный шестиэтажный дом с великолепными фасадами и уютным курдонером. Это один из первых жилищных комплексов, построенных по принципу кооперативного строительства, и возведен он был накануне Первой мировой войны. В 1913 г. архитекторы А.И. Зазерский и И.И. Яковлев, инженер А.А. Журавлев и коммерсант И.М. Данчич создали 3-ее Петроградское товарищество для устройства постоянных квартир и взяли в аренду территорию, где находился не слишком успешный увеселительный загородный сад “Монплезир-Тиволи”.

В доме было предусмотрено 70 квартир и 10 гаражей в первом этаже. В каждой из квартир было по два входа, причем и парадная, и черная лестница были оборудованы лифтами. Квартиры проектировались по анфиладному принципу, окна больших комнат выходили на Каменноостровский проспект или курдонер, а маленьких — во внутренний двор. Одним из жильцов стал сам архитектор Яковлев. Другую квартиру купили родители будущего известного физика Петра Капицы.

В 20-е годы многие квартиры стали коммунальными. Большинство новых жильцов принадлежали к научной элите: математик Григорий Фихтенгольц, физик-теоретик Яков Френкель, основоположник советской радиоастрономии Николай Папалекси. В мансарде с 1925 по 1926 год жил поэт Николай Заболоцкий.

Некоторое время назад в здании располагался частный музей “Искусство веера”, однако он закрылся с началом пандемии и так и не открылся.

Развернуть фото
Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи

Среди густой зелени Каменного острова проглядывают таинственные готические стены церкви Рождества св. Иоанна Предтечи. Трудно представить такой облик у православного храма. Однако история его появления многое объясняет.

Каменный остров с 1765 принадлежал великому князю Павлу Петровичу, будущему Павлу I. По его повелению в следующем году здесь была начата постройка богадельни для моряков-инвалидов, героев Чесмы. 17 мая 1776 напротив богадельни по проекту Ю.М. Фельтена была заложена церковь в псевдоготическом стиле. Выбор этого стиля, безусловно, определили романтические увлечения Павла, воспитанного на рыцарских романах.

Первоначально церковь предполагали освятить во имя апостолов Петра и Павла и в честь Чесменской баталии. Но освящение храма произошло 24 июня 1778 года, в день Рождества Св. Иоанна Крестителя. Следует отметить, этот день был также праздником масонов, к ложам которых принадлежал Павел Петрович.

По воле Павла I, главы Мальтийского ордена, в декабре 1799 года при церкви было основано мальтийское кладбище, но через восемь лет оно было закрыто, а захоронения перенесены на Смоленское.

В храме хранились исторические достопримечательности: икона святых пророка Елисея и мучеников Адриана и Наталии, которой Екатерина II благословляла вел. кн. Наталью Алексеевну в день бракосочетания в 1773 г. с вел. кн. Павлом Петровичем, икона Богоматери, преподнесенная императору Александру I в качестве Чудотворной, а также частица животворящего древа Господня.

Развернуть фото
Очки: 0
Лимит промахов: 10
Бонусы: 0